Как появилась игра судоку и при чём тут Япония

В массовой культуре принято считать, что судоку — изобретение хитроумных японцев. Отчасти это утверждение верно, однако путь этой замечательной головоломки к сердцам и умам игроков по всему миру был сложнее и увлекательнее. Давайте разберёмся.

Магический квадрат

Считается, что основы будущей идеи заложил швейцарский математик и физик Леонард Эйлер, причём ещё в XVIII веке. Он отталкивался от концепции магического квадрата — это когда сумма чисел в каждой строке или в каждом столбце квадрата или в любой из двух главных диагоналей одинакова.

Эйлер в своей научной статье показал, как создать магический квадрат, используя... символы латинского алфавита. Важно уточнить, что никаких игр-головоломок он не проектировал: всё это было ему нужно для создания математической аналитической системы.

Числовое место

Впервые игра, очень похожая на ту, которую мы сегодня знаем под названием «судоку», появилась в американском журнале для любителей головоломок Dell Pencil Puzzles and Word Games. В 1979 году журнал впервые опубликовал новую игру под названием Number Place («Числовое место»). Суть её в журнале описали просто: в сетке 9×9 нужно разместить числа от 1 до 9, не повторяя их в столбце или строке. Согласитесь, правила игры очень знакомы.

Автором такой идеи считается Говард Гарнс — бывший архитектор из Индианаполиса, на пенсии увлёкшийся созданием головоломок. Его Number Place очень быстро завоевала популярность среди читателей журнала. Однако до покорения всего мира было ещё далеко. И вот тут как раз вступает в игру Страна восходящего солнца.

Япония знает толк в головоломках

В первой половине 1980-х новой игрой Suuji wa dokushin ni kaguru (что-то вроде «числа должны быть одинаковые») поделился с читателями японский журнал. Эта игра не только следовала всем принципам, заложенным в американской версии, но и ограничивала количество предварительно заполненных чисел: по мнению издателей журнала, игра должна быть достаточно сложной, а потому количество заполненных клеток не должно превышать 32 из 81.

В Японии новую головоломку полюбили сразу. Не понравилось японцам только название, слишком громоздкое даже по их меркам. Поэтому поклонники игры постепенно сократили Suuji wa dokushin ni kaguru до простого и привычного нам сегодня. Правда, японцы произносят его как Сью-Доу-Ку.

И снова в Европу

Выходу популярности судоку за пределы Японии поспособствовала, как это часто бывает, случайность. В конце 1990-х бывший судья Уэйн Гулд купил в книжном магазине в Токио сборник игр, в котором отыскал и судоку. А поскольку он был не только знатоком уголовного права, но и очень большим поклонником интеллектуальных игр, концепция судоку — простота и сложность одновременно — его восхитила.

Вернувшись домой, Уэйн Гулд занялся составлением новых вариантов судоку и даже написал компьютерную программу, которая сама генерировала новые игры и оценивала их сложность.

В 2004 году предложенные Гулдом головоломки опубликовала газета «Лондон Таймс». Увидев, с каким восторгом читатели газеты ухватились за новую игру, другие издатели тут же подхватили идею. Сначала мания судоку захватила Великобританию, затем США, а потом — весь мир. Вот так история совершила полный круг: игра с неповторяющимися цифрами вернулась в Европу.

Ну а теперь, когда вы знаете историю возникновения судоку, самое время начать игру! :)

Другие онлайн-игры для вас

5 букв (Wordle)